Наверх

Новая инфраструктура российских нефтепродуктов

Дата публикации: 26 Октября 2016 Распечатать

В настоящее время в России воплощаются глобальные проекты по строительству и модернизации трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов как внутри страны, так и за рубеж. По масштабам реализуемая сейчас программа сопоставима со строительством в семидесятые годы прошлого века знаменитых советских нефтепроводов Сургут-Полоцк и «Дружба». А цель ее – заменить экспорт сырой нефти экспортом нефтепродуктов и улучшить снабжение ими регионов страны. Активнейшее участие в этой программе принимает АО «Транснефть – Верхняя Волга".

 

Юрий Леонидович, 3 ноября исполнится 40 лет со дня образования АО «Транснефть – Верхняя Волга». С чем подходит компания к юбилею?

Сегодня АО «Транснефть – Верхняя Волга» – это современная инновационная компания. Мы вкладываем очень много средств в информационные технологии, и уже сегодня все трубопроводы у нас находятся под круглосуточным контролем. Если раньше, чтобы открыть или закрыть какую-нибудь задвижку на трубе, к ней нужно было ехать, то теперь все элементы системы управляются дистанционно из современных компьютеризированных диспетчерских.

Кроме того, «Транснефть – Верхняя Волга» – это динамично развивающаяся компания. На сегодняшний день наша компания реализует крупные проекты по развитию нефтепродуктопроводов и нефтепроводов. Ведь сегодня компания «Транснефть» занимается транспортировкой не только нефти, но и нефтепродуктов – в наши ряды были влиты подразделения компании «Транснефтепродукт», и теперь у нас есть так называемые темный и светлый сегмент.

Что это такое?

Раньше «Транснефть» занималась поставками сырой нефти от добычи до завода-переработчика. Мы, в частности, занимались поставками нефти на Марийский, Московский, Рязанский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы. Сейчас из 6 тыс. км труб, которые обслуживает АО «Транснефть – Верхняя Волга», более 3 тыс. км – это нефтяные трубы и  более 2 тыс. км – трубы, которые поставляют нефтепродукты: авиационный керосин, дизельное топливо, бензин. После завершения проектов, которые мы сейчас реализуем, общая протяженность наших трубопроводов возрастет до 6400 км, но нефть будет перекачиваться по трубам длиной всего 2700 км. Все остальное – нефтепродукты. Мы до 3700 км увеличиваем протяженность трубопроводов для поставки нефтепродуктов за границу и конечным потребителям в России.

Зачем это делается?

Правительство страны приняло решение переходить от экспорта сырой нефти к экспорту высококачественных нефтепродуктов. И  это правильно. Реализация программы создаст большое количество высокооплачиваемых рабочих мест в нашей стране. Россия будет экспортировать продукцию с гораздо большей добавленной стоимостью, что приведет к росту налоговых поступлений. Благодаря этой программе в нашей стране модернизируются и строятся новые современные нефтехимические предприятия. Вы знаете, что в прошлом году ЛУКОЙЛ, к примеру, модернизировал свои мощности на кстовском НОРСИ. Мы же создаем современную инфраструктуру для нефтехимической промышлености. На первом этапе – в 2017 году – мы должны увеличить поставки дизельного топлива по трубопроводам из Нижегородского региона, Татарстана и Башкортостана в балтийский порт Приморск с 8,5 до 15 млн тонн в год. (Этот проект называется «Север – 15».) В рамках второго этапа («Север – 25») экспорт нефтепродуктов в конце 2018 – начале 2019 года возрастет до 25 млн тонн в год. Сроки сжатые, но мы обязаны создать современную инфраструктуру для нефтеперерабатывающих заводов, которые, в свою очередь, улучшают качество своей продукции, переходя на стандарт ЕВРО-5, чтобы изготавливаемое ими топливо было конкурентоспособным на европейском рынке.

Еще один крупный проект, в реализации которого принимает участие АО «Транснефть – Верхняя Волга», – это увеличение трубопроводных поставок авиакеросина в московский авиационный узел (МАУ). Сегодня потребность московских аэропортов в авиационном керосине составляет порядка 4 млн тонн, а количество авиарейсов постоянно растет. Возможности железнодорожных и шоссейных подъездных путей уже исчерпаны, и правительство поручило нам увеличить пропускные мощности существующих трубопроводов и построить новые. В рамках этого проекта мы, к примеру, сейчас строим в Рязанской области сливную железнодорожную эстакаду и головную перекачивающую станцию «Шилово-3» с резервуарным парком объемом 40 тыс. куб. метров. Сюда авиационный керосин будет доставляться железнодорожным транспортом, чтобы затем перекачиваться в МАУ по линейной части строящегося нефтепродуктопровода длиной 77 км. Вообще должен сказать, что объем работ по модернизации и развитию компании «Транснефть» сейчас сопоставим с тем, что делалось в семидесятые годы прошлого века, когда были построены нефтепроводы «Сургут – Полоцк» и «Дружба», только на принципиально более высоком технологическом уровне. Сейчас «Транснефть – Верхняя Волга» имеет 22 нефтеперекачивающие станции. Из них шесть станций модернизируется под перекачку нефтепродуктов. Плюс к этому мы строим четыре новые станции, прокладываем около 300 км новых труб, проводим большой объем других работ.

Можете назвать объем инвестиций в эти проекты?

До 2014 года АО «Транснефть – Верхняя Волга» тратило на капитальный ремонт, техническое перевооружение и инвестиционные программы около 8 - 10 млрд рублей в год. В 2015 году на эти цели инвестировано около 17 млрд рублей, в 2016-м – порядка 20 млрд рублей, а в следующем, пиковом году модернизации, когда мы заканчиваем все объекты, будет инвестировано от 28 до 30 млрд рублей.

А в Нижегородской области вы что-нибудь строите?

В Нижегородской области в прошлом году мы запустили Производственный центр автоматизированных систем управления технологическими процессами, который выпускает шкафы телемеханики. Раньше ПАО «Транснефть» покупало шкафы телемеханики за границей, поддерживая иностранных производителей. Сегодня мы делаем их в Нижнем Новгороде, обеспечивая потребности всей «Транснефти». Если в прошлом году мы экспериментально выпустили 50 шкафов, то  на 2016 год у нас был план 640 шкафов. Сегодня уже изготовлено около 700 шкафов. На следующий год сделаем не меньше. Каждый шкаф стоит от 1,3 до 2,2 млн рублей. Мы обрушили европейский рынок этого оборудования на 35 – 40%, что вызвало справедливое негодование зарубежных производителей.

В Нижегородской области строится четыре новые станции. Так, в настоящий момент в стадии запуска находится головная перекачивающая станция (ГПС) «Староликеево-4», строительство которой ведется в рамках проекта «Север - 15». Проект строительства продуктопроводной станции «Воротынец» находится на стадии выбора подрядной организации. Проводится реконструкция подводного перехода через реку Ока, а в декабре мы приступим к строительству продуктопроводной линии из Владимирской области в Нижегородскую протяженностью 50 км.

Деятельность по транспортировке нефти связана с экологическими рисками. Какие меры вы предпринимаете для их снижения?

Мы жестко придерживаемся правила: «Настоящий нефтяник не должен видеть нефти». Да и в России к настоящему времени сложилась многоступенчатая система экологического контроля всего, что касается нефтяной отрасли. Поэтому мы не только не наносим ущерба окружающей среде, но и делаем возмещающие посадки лесов, восстанавливаем популяцию зубров… Выполняется большая работа по внесению изменений в режим охраны особо охраняемых природных территорий, по которым проходят магистральные трубопроводы нашей компании. Вдольтрассовые линии электропередач, находящихся на балансе у «Транснефть – Верхняя Волга» оснащаются птицезащитными устройствами, в результате переоборудования и реконструкции за последние годы безопасными для птиц стали еще 168 км воздушных линий электропередач. Только за последние шесть лет – с 2011-го по 2016-й год – мы выпускали более 6 млн мальков стерляди, осетров, сазанов и толстолобиков в водоемы. Как мне рассказывают рыбаки, в Оке уже третий год водится стерлядь. Это на самом деле приятно. 2017 год у компании «Транснефть» объявлен годом экологии. У нас серьезная программа по поддержке гнездований птиц, самых различных животных. Например, мы поддерживаем программу восстановления зубров в национальном парке «Мещера» (Владимирская область)…

К своим сотрудникам вы относитесь также внимательно? АО «Транснефть – Верхняя Волга» можно назвать социально ответственной компанией?

АО «Транснефть – Верхняя Волга» – лауреат Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Мы сохранили лучшее из советских практик и привнесли в них новое, рыночное, содержание. К примеру, в каждом подразделении АО «Транснефть – Верхняя Волга», как и в советские годы, есть доска почета. Но попавший на нее сотрудник помимо почета получает еще и надбавку в течение года. В компании свой пенсионный фонд, и дополнительная пенсия зачастую выше основной, которую платит государство. Мы проводим многоступенчатый конкурс «Лучший по профессии»: от низовых подразделений до международного уровня. Его победители получают хорошие призовые, надбавки к заработной плате, ускоренное продвижение по карьерной лестнице. Все работники застрахованы 24 часа в сутки. Компания сохранила не только центры обучения и переобучения специалистов, но и детские лагеря и даже два санатория на Черном море. На данный момент «Транснефть – Верхняя Волга» оплачивает обучение 70 студентам в лучших профильных вузах нашей страны, таких как Университет нефти и газа им. Губкина. Для сотрудников мы делаем действительно очень много.

И не только для сотрудников. У ПАО «Транснефть», например, есть программа, по которой мы ремонтируем школы в населенных пунктах, где находятся наши подразделения. И «Транснефть – Верхняя Волга» в числе лидеров реализации этой программы, поскольку мы ремонтируем по две школы ежегодно. Есть у нефтяников такое понятие: «Керосиновый ремонт» (помазал-покрасил). Мы такого в школах не проводим – выполняем капитальный ремонт здания на очень достойном уровне, предварительно заключив соглашение с местной администрацией, чтобы она обеспечила школу после ремонта новым оборудованием. Получается очень хорошая синергия. В 2016 году, к примеру, мы отремонтировали школу на 800 человек в г. Великие Луки, где расположен наш завод «Транснефтемаш», и гимназию № 4 в г. Кстово. В поселке Балахониха Арзамасского района мы отремонтировали школу и детский сад. А в следующем году отремонтируем там клуб.

Помимо морального удовлетворения от такой работы компания получает какую-либо выгоду?

В основном в этих школах учатся дети наших работников, которых мы планируем в будущем привлечь на работу на станции. Раньше мы пробовали привозить специалистов в дальние подразделения со стороны. Их приживаемость оказалась на уровне 1%. Компания потратила деньги на обучение и адаптацию, а специалист два года проработал и уехал. Когда обучаешь местных детей, направляешь в техникум или вуз, а потом возвращаешь обратно, они ассимилированы – держатся за свое рабочее место и счастливы. Но для этого опять-таки нужно создать условия, начиная с садиков и школ.

 

Справка о компании АО «Транснефть – Верхняя Волга»

Акционерное общество «Транснефть – Верхняя Волга» является дочерним предприятием ПАО «Транснефть».

История АО «Транснефть – Верхняя Волга» начинается c 3 ноября 1976 года, когда было образовано Управление Верхневолжскими магистральными нефтепроводами. Основными задачами компании являются прием и транспорт нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам на нефтеперерабатывающие заводы Центральной России и для дальнейших экспортных поставок.

В настоящее время в состав АО «Транснефть – Верхняя Волга» входят: Горьковское, Рязанское, Марийское РНУ, Володарское РНПУ, Великолукский завод «Транснефтемаш», Кстовская база БПО и КО. Подразделения компании находятся на территории 14 субъектов Российской Федерации, включая г. Москва. Общая протяженность нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в однониточном исчислении – около 6 тыс. км, которые пересекают крупнейшие водные артерии страны: Волгу, Оку, Суру, Клязьму, Москву-реку. Функционирование системы обеспечивает комплекс из 22 нефтеперекачивающих и нефтепродуктоперекачивающих станций, 32 насосных станций, 9  резервуарных парков. На предприятии трудятся 5950 человек.

 

Валерий Браун, журнал National Business, октябрь (2016)