Наверх

Конфигурация надежности

Дата публикации: 01 Декабря 2014 Распечатать

Конфигурация надежности

НА НПС «МАКАРЬЕВО» МАРИЙСКОГО РАЙОННОГО НЕФТЕПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ОАО ВВМН) ЗАВЕРШЕНЫ РАБОТЫ ПО ИЗМЕНЕНИЮ КОНФИГУРАЦИИ НЕФТЕПРОВОДА «СУРГУТ – ПОЛОЦК».

Вязкий плен болотистой Нюжмы

Из трех подводных переходов, которые обслуживала до минувшего лета НПС «Макарьево» Марийского районного нефтепроводного управления, переход через Нюжму, если судить по карте, самый незначительный. Куда узкой сонной Нюжме до  полноводного, своенравного Керженца, а тем более до  почти километровой Волги!

Между тем именно Нюжма на протяжении последних лет была поводом для постоянного беспокойства в МРНУ и самым трудоемким и тревожным объектом для работников НПС.

«Боевым рубежом» был 2043 км. За ним магистральный нефтепровод переходил, переваливая через холм, в пойменную часть Нюжмы. Сама река от этого участка в полутора километрах. Но все эти полтора километра были топким болотом, расползавшимся с каждым годом шире и шире.

Трубопровод проходил по самому центру болота, а вдоль него, как положено, стройным уверенным рядом шагала высоковольтная линия электропередач. Бывали периоды, когда работники станции дневали и ночевали в нюжменской пойме, чтобы подержать участок в должном порядке. Но производить диагностику, обслуживание, осмотр оборудования, вырубку, следить за состоянием грунта над нефтепроводом по непролазному болоту было тяжело. Оно не промерзало даже зимой.

Как говорят старожилы, болото образовалось не сразу. Неблагоприятно сошлись сразу несколько факторов.

Во-первых, сыграла роль близость грунтовых вод. Лес, который густой стеной стоит на Нюжменской пойме, создает иллюзию, будто кругом сухо и твердо. По факту же стоит немного копнуть – и из-под почвы выступает вода.

Во-вторых, «на руку» болотам оказался рельеф. В этом месте поверхность заметно прогибается, образуя природную впадину.  

В-третьих, в низовьях Нюжмы - плотина и озера. Если от таяния снега или проливных дождей уровень воды в озерах поднимался, поднимался и уровень воды в болотах.

Иногда воду в Нюжме – а значит, и в болоте вокруг магистрального трубопровода – поднимали своими плотинами бобры.

- Уж как мы их просили перейти в другое место, - начальник НПС «Макарьево» Алексей Макарычев улыбается. - Но им нравилось именно тут. Наложат веток, соединят, да как крепко! Бобры работали и зимой. Мы рубим кусты – они таскают ветки. Видимо, считали, что мы помогаем им строительным материалом. Не успеешь оглянуться, а бобр ветку хвать – и бегом в лунку. Плотины приходилось разрушать. Это был самый эффективный метод убеждения.

Алексей Макарычев знает на этом участке каждую пядь – на протяжении последних трех лет он бывал здесь еженедельно, а последние месяцы находился практически постоянно.

Тревога

Уложенная при строительстве нефтепровода в траншею на грунт обычным способом, по мере заболачивания почвы труба получила новые опорные конструкции. В соответствии с проектными документами, разработанными специально для этого участка «Гипротрубопроводом», она была прикреплена стальными тросами к 20-ти стальным поплавкам и, таким образом, находилась на поверхности.

Несколько лет вопросов не было. Труба хорошо держалась на поплавках и опасений не вызывала.

Но примерно три года назад ситуация стала ухудшаться. Нефтепровод проявил первые признаки провисания: когда уровень воды в болоте поднимался и опускался, почти незаметно для глаза нарушалась и строгая горизонтальность трубопровода. Труба начала «гулять». Кроме того, тросы, поддерживающие трубопровод на поплавках, за годы, пока существовал участок, подверглись коррозии.

Первыми, кто заметил микроизменения и проявил беспокойство о безопасности и надежности этого участка магистрального нефтепровода, были Павел Ростов, в тот момент главный инженер МРНУ, и Алексей Макарычев, тогда заместитель начальника НПС «Макарьево». 

Ростов обратился в аппарат управления «Верхней Волги». В 2012 году специалисты ОАО «Волжский подводник» провели диагностику трубопровода. Водолазы отдельно обследовали каждый поплавок, каждый трос, каждое крепление. Глубину болота установить так и не удалось: до дна никто из водолазов не достал.

Было принято решение продолжить мониторинг МН на данном участке.

Мониторинг подтвердил, что происходят изменения. Собранные работниками НПС материалы однозначно показывали: нужно принимать кардинальные меры.

Безопасный новый путь

Необходимые меры последовали безотлагательно. В АК «Транснефть» было принято решение изменить конфигурацию магистрального нефтепровода, отведя его от болотистого места. Обезопасить трубопровод от капризов Нюжмы планировалось, проложив нитку нефтепровода не по дну реки, а под ее руслом.

Геологические изыскания определили, на какой глубине и в каком именно месте залегают  прочные, не движущиеся  грунты. Такое место обнаружилось относительно недалеко – на расстоянии километра. Новый участок, в отличие от прежнего, представлял собой возвышенность, а не впадину.

Первым этапом работ было строительство нового шестикилометрового участка трубопровода. Самой волнующей частью этого этапа стала протяжка трубы через  600-метровую подземную траншею, проложенную под Нюжмой методом наклонно-направленного бурения.

 

Вторым этапом  стала установка опор и монтаж проводов новой линии электропередач. Поскольку высоковольтные провода новой ВЛ с изоляцией, они более безопасны для живой природы, чем провода старой: ни одна птица больше не погибнет, если во время дождя будет искать отдых на поверхности, по которой идет ток.

После установки ВЛ нефтепроводчики приступили к третьему этапу работ - введению нового участка в эксплуатацию. Последним этапом стали вытеснение нефти из участка трубопровода длиной 2, 5 км и демонтаж конструкций.

Чтобы произвести демонтаж, были построены большие лежневые дороги – иначе не могла пройти тяжелая техника. Многотонные трубоукладчики  поднимали трубу, ее отсоединяли от поплавков, частями вывозили на берег. На берегу резали на секции и увозили на базу.

По окончании работ лежневые дороги были убраны. После произведенной рекультивации участок уже начал зарастать.

- В начале работ не верилось, что мы уложимся в установленное время, - признался Алексей Макарычев. – Но когда работаешь в хорошем, сплоченном коллективе, любые сложности по плечу. Мы начали в декабре 2013-го, а уже в августе 2014-го участок был сдан в эксплуатацию. Это раньше намеченного срока.

Мы постоянно чувствовали поддержку. Из управления нам помогал заместитель начальника по строительству, начальник отдела эксплуатации, главный инженер. Работу постоянно курировал начальник МРНУ.

Лично для меня в этих работах было много интересного, много нового. Мы, например, впервые в своей практике увидели современные механизмы наклонно-направленного бурения. При вытеснении нефти применялись новые установки с использованием инертного газа. После очистки этими установками труба была как новая. Нефти в ней не оставалось вообще.

Больше всего мне запомнился момент, когда буровая установка с помощью штанг протаскивала под Нюжмой трубу. На специальных роликах плеть была подвешена на трубоукладчиках. По роликам ее закатывали в скважину и тянули на ту сторону. Это было ново для всех присутствовавших – труба «тысячного» диаметра преодолела 600 метров и вышла из траншеи. Волновались, я видел, все.

Новый участок магистрального нефтепровода работает в штатном режиме. Безопасность и надежность соответствуют регламенту…

Вера Романова

Журнал "Трубопроводный транспорт нефти" №10, 2014г.