Наверх

Укрощение строптивой

Дата публикации: 20 Января 2015 Распечатать

В ЗОНЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НПС «ДУБНИКИ» (МАРИЙСКОЕ РНУ АО «ТРАНСНЕФТЬ – ВЕРХНЯЯ ВОЛГА») НА 1705 КИЛОМЕТРЕ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА «СУРГУТ – ПОЛОЦК» ЗАВЕРШЕНО СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДВОДНОГО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛАЖ.

НЕВЕЛИК, ДА НОРОВИСТ

Рек и речек в Республике Марий Эл великое множество. Текут они по всей марийской низменности, питая леса, луга и перелески, радуя глаз прихотливыми изгибами и светлыми плесами.

Вот только есть у этих рек давно известная местным жителям особенность. У каждой - свой характер, свои прихоти. Своенравны они, непостоянны. Норовисты, как говорили в старину.

Так и Лаж - река небольшая, но строптивая. По виду – наиспокойнейший малый водоток чуть шире ручья. Какие тут подвохи?

Но жители деревни Большой Сердеж помнят: не раз бывали годы, когда после весеннего половодья река меняла русло, срезая старые углы и изгибаясь по-новому. Оно и не удивительно. Берега у Лажа торфяные, мягкие. И дно торфяное. Правда, торф этот неоднороден; временами его сменяет плотная глина. Да и не везде река мелководна. Есть на ней и омуты, да такие, что, как рассказывают местные рыбаки, «двое вожжей связывали – до дна не достает».

Старый трубопровод был проложен на подводном переходе по всем правилам. Но своенравный Лаж ни с какими правилами считать не желал. Русло то и дело смещалось, и река оголяла нефтяную артерию. Для ее безопасности линейной службе ГПС «Дубники» (именно она обслуживает ППМН) приходилось время от времени обкладывать трубу мешками с песком.

Вот под этой строптивой рекой и был построен новый подводный переход магистрального нефтепровода «Сургут – Полоцк».

НЕ СПУСКАЯ ГЛАЗ

- Труба, изготовленная украинским заводом в городе Харцизске, была проложена под рекой в 1980 году, - рассказывает начальник МРНУ Павел Ростов. – Но со временем обнаружилось невысокое качество харцизской стали. Диагностические приборы, которые регулярно пропускаются по нефтепроводу, в последнее время показывали наличие дефектов, которые могли в будущем сделать эксплуатацию этого участка опасной. Поэтому и было принято решение о строительстве нового подводного перехода, Подчеркну: речь именно о новом объекте, а не о простой замене старой трубы.

Проект был разработан ОАО «Гипротрубопровод».

Работы начались 1 июня, а закончены они были под Новый год, в самом конце декабря.

Специалисты линейно-эксплуатационной службы НПС «Дубники» ведли непрерывный контроль работ, которые выполнял подрядчик, вникали в каждую деталь. Буквально дневали и ночевали на станции начальник  ЛАЭС Владимир Конаков и мастер  ЛАЭС Руслан Ахмедзьянов. Держали руку на пульсе строительства и в Марийском РНУ.

- Мы постоянно выезжали на место для мониторинга ситуации, проводили его очень жестко, ведь работы шли в охранной зоне действующего нефтепровода, - поясняет Павел Ростов. –Кроме соблюдения всех строительных норм, необходимо было контролировать обязательное выполнение требований безопасности. Лаж впадает в Немду, Немда в Пижму, Пижма в Вятку – даже небольшой разлив нефти нанес бы природе огромный ущерб. Кстати, совсем рядом с местом проведения работ стоит деревня Большой Сердеж. Наша техника передвигалась строго по отведенному нам нормами землеотвода пространству; ни одну деревенскую дорогу мы не использовали.

ПРОКОЛ БЕЗ ПРОКОЛОВ

Основной и самой сложной частью работ стало строительство траншеи методом наклонно-направленного бурения. Длина «прокола грунта», выполненного под руслом реки, около 500 м, глубина – 16 м.

- Решение использовать именно этот метод было принято в связи с геодезическими условиями местности, - рассказывает начальник НПС «Дубники» Ислам Нигамедзянов. – Мне уже приходилось видеть, как прокладывается пилотная скважина, как идет разбуривание, как протаскивается дюкер. Но для многих на НПС наклонно-направленное бурение было новостью.

Сегодня в «Дубниках» вспоминают: вроде бы и трудностей в ходе работ не возникало, и прошло все, как говорят нефтепроводчики, влегкую, но все равно волновались все:

- Техника работала мощнейшая. Но начинаешь невольно переживать, хватит ли у нее силушки вытащить трубу на другой конец траншеи. Все-таки труба это была серьезная - это не сто метров «пятисотки», а полтора километра «тыщевки». К тому же труба, как предписывает технология, была заполнена водой, чтобы лечь правильно.

После укладки нового участка на нем, как положено, были проведены испытания. Они проходили в три этапа и показали, что береговые и русловая части трубы не   имеют вмятин, вогнутостей или других дефектов. Трубопровод проложен геометрически безупречно.

Новый подводный переход проложен в соответствии с самыми последними регламентами компании. Ранее русловую часть перекрывала одна задвижка – теперь запорная  арматура установлена на обоих берегах.

Инженерные изыскания, предшествовавшие работам по установке запорной арматуры, прошли в 2013 году. Бурение и анализ грунта заставили разработчиков изменить первоначальный план и передвинуть одну из задвижек подальше от «подвижного» низинного берега.

Задвижки 6 и 6а получили новую систему линейной телемеханики, а также новое электрообеспечение. На случай отключения основного питания на обоих берегах установлены дизельные электростанции.  В случае падения напряжения в основном источнике они включатся через коммутационную аппаратуру.

Для контроля герметичности подводного перехода смонтирована новая система обнаружения утечек.

Задвижки 6 и 6а получили новую систему линейной телемеханики, а также новое электрообеспечение. На случай отключения основного питания на обоих берегах установлены дизельные электростанции.  В случае падения напряжения в основном источнике они включатся через коммутационную аппаратуру.

Для контроля герметичности подводного перехода смонтирована новая система обнаружения утечек.

Линейно-береговые задвижки помещены внутрь ограждения, включающего целый комплекс инженерно-технических средств охраны, в том числе систему охранного телевидения. Кинокамеры выведены на пульт пропускного пункта НПС «Дубники»; специалисты службы охраны в режиме реального времени видят, что происходит на подводном переходе.

Подводный переход на реке Лаж построен, но  работы на НПС «Дубники» не останавливаются. Заменяются сразу несколько участков нефтепровода Сургут – Полоцк, а также подводный переход через реку Немду (1739 км).  Строительство идет полным ходом.

Журнал "Трубопроводный транснспорт" №1, 2015г.