Наверх

Подводный переход и резервуары с топливом: как устроен процесс транспортировки нефти в Нижегородской области

Дата публикации: 14 Июля 2021

В этом году, 3 ноября, АО «Транснефть-Верхняя Волга» – дочернее предприятие ПАО «Транснефть» – отметит свое 45-летие. Управление Верхневолжскими магистральными нефтепроводами было основано еще в эпоху СССР, в 1976 году, приказом Министерства нефтяной промышленности, а в 2014 году – переименовано в «Транснефть-Верхняя Волга». Однако на самом деле история этого предприятия, основными задачами которого являются прием и транспортировка нефти и нефтепродуктов на специализированные заводы Центральной России и на экспорт, берет свое начало в 1950-х годах, когда стартовало строительство старейшей в его составе нефтеперекачивающей станции «Воротынская». Сегодня АО «Транснефть-Верхняя Волга» - это 6,2 тысячи метров нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на территории 14 субъектов РФ, 23 нефтеперекачивающие станции, 37 насосных станций и миллионы тонн транспортируемого «черного золота» в год.

В юбилейный для компании год нижегородские журналисты получили возможность посмотреть на работу нескольких объектов АО «Транснефть-Верхняя Волга» изнутри и рассказать читателям о тонкостях процесса. Представители СМИ и именитые блогеры побывали в месте прохождения уникального подводного перехода через Волгу, на базе флота предприятия и ЛПДС «Староликеево» в Кстовском районе.

Подводный переход, крупнейший в европейской части России

Первой точкой обзорной экскурсии для журналистов стал один из объектов нефтеперекачивающей станции «Макарьево» Марийского РНУ в Лысковском районе, где находится крупнейший в европейской части России подводный переход через Волгу протяженностью более 2 километров. В этом месте под водой проходит магистральный нефтепровод Сургут – Полоцк, состоящий из трех ниток – основной и двух резервных, и перекачивающий более 160 тысяч тонн нефти в сутки.

Как рассказал начальник станции Алексей Макарычев, процесс перекачки «черного золота» контролируется круглосуточно, и вероятность возникновения даже маломальского инцидента здесь практически исключена.

Тем не менее, в случае обнаружения отклонений от требуемых параметров на станции молниеносно срабатывает система защиты. При малейшем повреждении трубопровода локализация и сбор нефти с поверхности воды будут осуществлены в течение часа, после чего специалисты приступят к ремонтным работам.

Флот особого назначения

АО «Транснефть-Верхняя Волга» имеет собственную базу флота – это необходимо для постоянного контроля над состоянием подводного перехода. К месту ее дислокации журналистов доставили на служебных судах.

Всего в составе парка плавсредств предприятия имеются катер-нефтесборщик, несколько катеров-бонопостановщиков, четыре буксирных катера, служебно–разъездное судно и прочие моторные суда. Сами плавсредства используются сотрудниками в навигационный период, с мая по октябрь, а в остальное время хранятся в специальном ангаре. При аварийном выходе нефти сотрудники базы должны оперативно развернуть плавучие боны, а затем натянуть их, передвигаясь на буксирных катерах.

«Всего для локализации выставляются три рубежа: первый – непосредственно на переходе, второй – через 14 километров от места повреждения и третий – в 24 километрах от него», - пояснил заместитель главного инженера по эксплуатации Максим Баженов.

После того, как утечка будет локализована при помощи боновых заграждений, к работе подключаются катера-нефтесборщики: специальное оборудование опускается на нефтяное пятно, и продукт собирается в отдельную емкость с помощью щеточных, дисковых, барабанных устройств и насосов. Затем собранную нефть утилизируют.

К счастью, на практике плавсредства, предназначенные для устранения аварий, пока применять не приходилось – до настоящего времени они использовались только при проведении учебно-тренировочных занятий. К слову, в этом году подобные учения запланированы на сентябрь.

Специалисты постоянно контролируют состояние подводного трубопровода и дежурят на базе флота круглосуточно. С мая по октябрь здесь в режиме 24/7 работают семь человек – мастер, два капитана, два матроса и два моториста, а в холодное время года – мастер и матрос для охраны и уборки территории.

В каждом резервуаре – два железнодорожных состава нефти 

С базы флота журналисты переместились на линейную производственно-диспетчерскую станцию «Староликеево» в Кстовском районе. Именно сюда поступает нефть из других регионов России – западной Сибири, Татарстана и Башкирии, а затем смешивается – на языке специалистов этот процесс называется компаундирование – и отправляется дальше в разных направлениях.

Нефть и нефтепродукты здесь хранятся в огромных резервуарах, самый маленький из которых вмещает 10 тысяч кубометров продукта – без малого два полных железнодорожных состава. Есть резервуары и больших размеров: «20-тысячники», «30-тысячники», а на некоторых станциях и «50-тысячники». На ЛПДС «Староликеево» располагаются 19 таких резервуаров: восемь с нефтепродуктами и 11 с нефтью.

Четыре резервуара с фото были построены не так давно – в 2016 году – в рамках проекта по реконструкции системы магистральных трубопроводов для увеличения объемов транспортировки нефтепродуктов в московский регион. Они используются для приема, хранения и последующей транспортировки нефтепродукта.

Помимо резервуарного парка, журналисты посетили насосную станцию, которая перекачивает нефть и нефтепродукты из резервуаров. Надо отметить, что установленная на агрегатах защита настолько чувствительна, что в помещении даже нельзя пользоваться мобильными телефонами – иначе система может попросту остановить работу трубопровода.

Химическая лаборатория

В 2018 году на территории ЛПДС «Староликеево» началось строительство современной химической лаборатории, а спустя год она уже была введена в эксплуатацию. Нефть и нефтепродукты здесь круглосуточно исследуются на содержание серы, хлористых солей и воды. Работники непрерывно осуществляют контроль транспортируемого топлива, чтобы пресечь любую возможность попадания некачественного продукта в трубопроводы.

Всего анализом нефти на станции занимаются 17 человек, включая двух инженеров-химиков.

Отметим, что, помимо Горьковского и Марийского районных нефтепроводных управлений, на объектах которых посчастливилось побывать представителям прессы, в состав АО «Транснефть–Верхняя Волга» входят Рязанское РНУ, Володарское РНПУ, Великолукский завод «Транснефтемаш», Центр промышленной автоматизации, а также Кстовская база ПО и КО, где работают тысячи россиян. И масштабы работы, которую проводят специалисты в каждом из филиалов предприятия, действительно поражают. В преддверии юбилея остается пожелать АО «Транснефть-Верхняя Волга» дальнейшего развития и роста, расширения горизонтов и покорения новых рубежей.